11 ноября 2011 // Просцевичене Елена
Как-то на лекции в университете один уважаемый профессор говорил примерно следующее:
«Никто не может ограничивать вас в выборе приемов, вы можете делать так и эдак, подавать материал еще и таким способом, и вот таким — это ваше дело, и критерий только один: целесообразность. Но все же есть вещи, которых вы не должны делать ни при каких обстоятельствах». И — замечательная предусмотрительность! — он давал немалый перечень таких вещей.
У меня не раз возникало впечатление, что практически все мои коллеги держат этот список на своих рабочих столах — только забыли, зачем он был дан. Запрещенные методы и приемы внедряются с замечательным энтузиазмом, и я сомневаюсь в том, что доктор филологии правильно сделал, давая их таким открытым способом. Цель забылась — а перечень остался.
И все же сегодня я тоже готова дать свой список табу — словосочетаний, которые веб-райтер не должен употреблять ни при каких обстоятельствах.
1. Итак, что бы вы ни описывали, избегайте соблазна начать с пресловутых фраз, маркирующих время:
- на сегодняшний день;
- в современной жизни;
- в наше время;
- в современном мире;
- с каждым годом (днем, часом);
- современные люди.
Причин, по крайней мере, несколько, вот одна. Наверняка речь пойдет о том, что «современные люди» «в наше время» не могут обойтись без какой-то фишки. Ну и спросите себя сразу: а варианты разве есть? Разве вас заподозрят в том, что вы предлагаете новую модель смартфона неандертальцам или серебряную менажницу — иглохвостым игуанам? Вот и не надо указывать на очевидное!
2. Еще одна партия табу — обращения к потребителю в стертой и неконкретной форме. Наверное, неопытному писателю кажется, что таким образом он цепляет своего читателя за живое да еще разрушает какие-то его стереотипы:
- как известно;
- как вы знаете;
- не каждый знает;
- каждый знает;
- многие из нас.
На самом деле ничего такими трюизмами разрушить нельзя, в лучшем случае читатель пробегает их глазами не задумываясь, в худшем — раздражается и уходит на другой ресурс. Они слишком неконкретны. Если принимать их всерьез, то надо спросить себя: кому известно? кто эти «вы», к которым текст якобы обращен?
Ведь «каждый» — фикция, существующая только в головах плохих копирайтеров. В реальной жизни есть индивиды и группы потребителей — вот к ним и надо обращаться.
Ну и, наконец, обратите внимание, как мало информации несут эти слова: нет разницы, «каждый знает» или «не каждый знает», верно? Так убрать их совсем, пусть не занимают дорогое вам (или вашему заказчику) пространство сайта.
3. Ну и еще один запрет, теперь на слова, которыми вы описываете разнообразие товаров или услуг:
- имеется широкий выбор разных …
- существует большое множество …
- бывают самые разные …
- и не только.
Да, я верю, что трудно рассказать об ассортименте товаров в магазине и обойтись без «широкого выбора», но ведь вашему коллеге на аналогичном сайте так же трудно — а приведет это к низкой уникальности ваших текстов. Если ваш опус будет размещаться в листовке, раздаваемой на улице, беды в этом нет (хотя см. пункты 1 и 2, они и в этом случае в силе), но ведь вы поневоле пишете еще и для поисковых машин, так будьте добры, учитывайте их вкусы.
P.S. Если объяснения кажутся вам туманными и неубедительными, просто поверьте мне на слово и не пишите так больше. Договорились?
P.P.S. Да, у вас-то наверняка есть свои табу — не пожалейте времени, дополните мой список.
Подпишись на рассылку и не пропускай важные мероприятия и семинары, анонсы постов. Получай бесплатные полезные материалы, советы, подборки кейсов и статей за неделю. Будь в курсе!