Зарабатывайте как копирайтер на бирже TurboText. Заходите, для вас есть интересный заказ.

Табуированная лексика: слова, которые вы не должны употреблять ни при каких обстоятельствах!
11 ноября 2011 // Просцевичене Елена

Табуированная лексикаКак-то на лекции в университете один уважаемый профессор говорил примерно следующее:

«Никто не может ограничивать вас в выборе приемов, вы можете делать так и эдак, подавать материал еще и таким способом, и вот таким — это ваше дело, и критерий только один: целесообразность. Но все же есть вещи, которых вы не должны делать ни при каких обстоятельствах». И — замечательная предусмотрительность! — он давал немалый перечень таких вещей.

У меня не раз возникало впечатление, что практически все мои коллеги держат этот список на своих рабочих столах — только забыли, зачем он был дан. Запрещенные методы и приемы внедряются с замечательным  энтузиазмом, и я сомневаюсь в том, что доктор филологии правильно сделал, давая их таким открытым способом. Цель забылась — а перечень остался.

И все же сегодня я тоже готова дать свой список табу — словосочетаний, которые веб-райтер не должен употреблять ни при каких обстоятельствах.

 

1. Итак, что бы вы ни описывали, избегайте соблазна начать с пресловутых фраз, маркирующих время:

  • на сегодняшний день;
  • в современной жизни;
  • в наше время;
  • в современном мире;
  • с каждым годом (днем, часом);
  • современные люди.

Причин, по крайней мере, несколько, вот одна. Наверняка речь пойдет о том, что «современные люди» «в наше время» не могут обойтись без какой-то фишки. Ну и спросите себя сразу: а варианты разве есть? Разве вас заподозрят в том, что вы предлагаете новую модель смартфона неандертальцам или серебряную менажницу — иглохвостым игуанам? Вот и не надо указывать на очевидное!

 

2. Еще одна партия табу — обращения к потребителю в стертой и неконкретной форме. Наверное, неопытному писателю кажется, что таким образом он цепляет своего читателя за живое да еще разрушает какие-то его стереотипы:

  • как известно;
  • как вы знаете;
  • не каждый знает;
  • каждый знает;
  • многие из нас.

На самом деле ничего такими трюизмами разрушить нельзя, в лучшем случае читатель пробегает их глазами не задумываясь, в худшем — раздражается и уходит на другой ресурс. Они слишком неконкретны. Если принимать их всерьез, то надо спросить себя: кому известно? кто эти «вы», к которым текст якобы обращен?

Ведь «каждый» — фикция, существующая только в головах плохих копирайтеров. В реальной жизни есть индивиды и группы потребителей — вот к ним и надо обращаться.

Ну и, наконец, обратите внимание, как мало информации несут эти слова: нет разницы, «каждый знает» или «не каждый знает», верно? Так убрать их совсем, пусть не занимают дорогое вам (или вашему заказчику) пространство сайта.

 

3. Ну и еще один запрет, теперь на слова, которыми вы описываете разнообразие товаров или услуг:

  • имеется широкий выбор разных …
  • существует большое множество …
  • бывают самые разные …
  • и не только.

Да, я верю, что трудно рассказать об ассортименте товаров в магазине и обойтись без «широкого выбора», но ведь вашему коллеге на аналогичном сайте так же трудно — а приведет это к низкой уникальности ваших текстов. Если ваш опус будет размещаться в листовке, раздаваемой на улице, беды в этом нет (хотя см. пункты 1 и 2, они и в этом случае в силе), но ведь вы поневоле пишете еще и для поисковых машин, так будьте добры, учитывайте их вкусы.

 

P.S. Если объяснения кажутся вам туманными и неубедительными, просто поверьте мне на слово и не пишите так больше. Договорились?

P.P.S. Да, у вас-то наверняка есть свои табу — не пожалейте времени, дополните мой список.

Об авторе:
avatar Елена Просцевичене, копирайтингом занимаюсь с сентября 2010 года, однако не делаю из этого занятия профессию. Упорствую в предрассудке, что умение расставить запятые на свои места – неотъемлемая составляющая ремесла копирайтера. E-mail: eproscevichene@yandex.ru
  • Pavel

    у меня небольшое наблюдение
    по-моему слова из п.1 можно услышать почти в любом выпуске новостей.
    а из п.2 постоянно звучат в передачах типа «выбираем лучшее»

    • Открою источник: списком поделился один из вебмастеров, которому пришлось переработать несколько десятков текстов, описывающих  товары. Этот шлак наблюдался, наверное, в 4 работах из 5.

      • Александр

        Подтверждаю. Я именно тот вебмастер (заказчик).

  • Henrik3000

    Статья актуальная, потому что штампы — то бич копирайтерских текстов. Лично я стараюсь не использовать выражение «поверьте мне»))) Это «формула лжецов»)

  • Согласен, что штампов лучше избегать. Предпочитаю писать грамотно. Благодарю за ценную информацию. 

  • Mikimm (Михаил)

    Никогда не задумывался об этих вещах, но когда натыкался  на фразы указанные в статье, то действительно возникала антипатия к авторам. 
    Елена, спасибо за содержимость и краткость статьи.