Зарабатывайте как копирайтер на бирже TurboText. Заходите, для вас есть интересный заказ.

След копирайтера в глубине веков
28 Май 2012 // Воропаев Сергей

След копирайтера в глубине вековВроде бы совсем недавно возникла профессия копирайтера, а прочно утвердилась в умах вообще вчера – со времени широкого распространения интернета. Но не так мы молоды, как хотим казаться, история профессии теряется в веках.

В какие времена был написан первый текст рекламного или другого характера, сказать не может никто. Наверняка среди наскальных рисунков есть и разного рода объявления, мы их просто не понимаем, слишком далеко отошли от пещерной жизни.
Но в египетских иероглифах точно можно увидеть руку копирайтера. Да, тексты, выбитые в камне, носили общегосударственный характер, но по смыслу они не что иное, как политический пиар. «Кто посягнёт на права, или земли, или что-то ещё великого фараона, с ним случится то, что здесь написано и изображено!». Или мы не так же пишем? Можно предположить, что и вдали от дворцов встречались разные надписи и были они далеко не так пафосны. Не сохранились, поскольку не в камне были высечены. Но точно были, не могли не быть!

В любой культуре с распространением письменности неизбежно появлялся жанр объявлений. А где объявления, там и реклама. Самым древним рекламным объявлением считается текст некоего Рино, обнаруженный археологами на острове Крит. Рино 2500 лет назад не поленился высечь на камне обещание растолковать сны любому желающему. За умеренную плату, естественно. А дальше пошло по нарастающей. В Риме рекламщики уже вовсю соперничали друг с другом в доходчивости и привлекательности текстов. В иные времена объявлениями были расписаны все дома в публичных местах. Иногда власть пыталась навести порядок в рекламном деле и запрещала писать где вздумается – только на разрешённых стенах. Вот когда потребовалось умение в три слова вложить глубокий смысл! Может быть, именно в Римском государстве появился первый профессиональный копирайтер?

«Полиона с первого июня сдаёт таверну со всей утварью», – готовый бизнес, бери и зарабатывай! «Продаётся раб, работящий, ест немного, послушный», – просто мечта современного буржуя, молча работает и большую зарплату не требует. «Путник! Впереди тебя ждёт удобная постель и вкусный ужин», – остаётся только узнать, насколько удобна парковка. И так на любые темы, вплоть до любовных услуг. Кстати, этот бизнес пользовался у предков большой популярностью. Но об этом как-нибудь в другой раз. Люди заявляли о себе не только надписями на стенах. Вовсю применялась визуальная реклама. Молочник мог нарисовать над дверью лавки козу, пекарь обозначал своё дело снопиком колосьев, харчевни почему-то обозначались ветками колючих растений. Если вспомнить глашатаев на площадях и рынках, получим полную картину информационного пространства, во многом напоминающую современную.

Средние века, в которые античность плавно перетекла, на несколько веков затормозили развитие культуры в целом и нашего родного копирайтинга, в частности. Грамотность простого народа упала, весь ход жизни европейцев строго регламентировался церковью. Только-только наметившийся в античных государствах расцвет рекламного дела и копирайтинга пришлось отложить до Ренессанса. Что делать, времена были суровые! Прорыв наступил только в 1450 году с изобретением Гутенбергом печатного станка. В 1472 году в Лондоне распространяется первое напечатанное объявление, предлагавшее покупать молитвенники. В 1489 году уже по всей Европе гуляли «Нотрдамские прощения» или индульгенции, обещавшие рай на том свете каждому, кто эту бумагу купит. Надо ли сомневаться, что новый способ распространения информации быстро привлёк внимание торговцев, ремесленников, лекарей и прочих деловых людей. Реклама возродилась и, с появлением прессы, шагнула далеко вперёд.

Первое рекламное агентство (адресную и справочную контору) организовал в 1630 году французский врач Теофраст Ренодо. Судя по всему, он и доктором был неплохим, а уж рекламщиком – гениальным! Ренодо удалось получить разрешение на издание газеты у самого Ришелье в те времена, когда об этом никто и не помышлял. Мало того, издание Ренодо «Газетт де Франс» долгое время оставалось единственным периодическим печатным листом в стране. В газете печатались все новости государства с патриотических позиций и объявления коммерческого характера. Нетрудно догадаться, что авторитет издания вскоре взлетел до небес. А как иначе, других массовых газет просто не было. Французы быстро привыкли к тому, что именно в «Газет де Франс» можно узнать всё самое важное и интересное, в том числе о товарах и услугах. Реклама, наконец-то, нашла себе надёжное пристанище.

Примеру Теофраста Ренодо последовали многочисленные подражатели во многих странах Европы. Газеты стали множиться, как грибы после дождя. Мир вступал в полосу информационной революции. И тут началось самое интересное…
 
ПРОДОЛЖЕНИЕ

Об авторе:
avatar Сергей Воропаев. Копирайтер с февраля 2011 года. Фотостокер. Закончил курс кинотворчества ЗНУИ