Зарабатывайте как копирайтер на бирже TurboText. Заходите, для вас есть интересный заказ.

След копирайтера в глубине веков – 3
4 Июнь 2012 // Воропаев Сергей

След копирайтера в глубине веков – 3Часть вторая
 

В России реклама развивалась по общим для всего мира правилам и законам. В древнейшие времена общение между продавцом и покупателем проходило без лишних сложностей и условностей. Достаточно было громко объявить о достоинствах своего товара в местах скопления заинтересованных лиц. Больших высот в устной рекламе достигали коробейники. Им без хорошо подвешенного языка прибыли было не видать. Для большего успеха рекламы купцы часто нанимали профессиональных зазывал, умевших красочно расхвалить любой товар. Прекрасно проиллюстрировал этот сюжет Сергей Михалков в сказке «Как мужик корову продавал». Подход к делу совершенно современный, уйти от такого «копирайтера» без покупки просто невозможно.

Уровень грамотности на Руси был достаточно высок, об этом говорят многочисленные берестяные грамоты Великого Новгорода и других исторических городов России. Но до 16-го века, когда широкое распространение получило книгопечатание, уделом письменной рекламы оставались вывески, настенные надписи и личная переписка. Изобретение печатного станка выводит рекламное дело на качественно новый уровень. Первым в народ пошёл лубок – печатная картинка с примитивным рисунком и поучительной надписью. Большей частью лубки посвящались политике, сатире, басням и сказкам. Но и рекламе находилось место. Место это росло и в восемнадцатом веке лубок уже мог быть полностью посвящён рекламе. Рекламировалось всё – от медицинских прививок до парфюмерии.

Но мы точно знаем, что газета и только газета могла превратить рекламу в большое и прибыльное дело! В России первые печатные издания появились в самом начале 18-го века при Петре Первом. Первый регулярный листок «Куранты» выпускался крошечным тиражом и только для знати. В 1703 году появилось издание «Ведомости», более похожее на современную прессу. В 1728 году выходят «Санкт-Петербургские ведомости, в 1756 году – «Московские ведомости». Далее открываются «Московский телеграф», «Северная Пчела», «Коммерческая газета», «Купец» – по количеству и качеству периодических изданий Россия быстро догнала Европу. На фоне растущей экономики появилась необходимость в информационных и рекламных агентствах. Самое известное из них – «Центральная контора объявлений Торгового дома Метцель и К’». Интересно, что именно Метцелю приписывают авторство знаменитой фразы «реклама – двигатель торговли». Слоган актуален до сих пор!

К началу 20-го века реклама в России расцвела необычайно. Рекламировалось всё! Автомобили и фотоаппараты, дома, квартиры, дачи, украшения и драгоценности. Объявления сулили излечение от всех болезней, мужчин обещали запросто избавить от лысины, женщинам предлагалось нарастить роскошный бюст. Гадалки и прорицательницы брались легко предсказать судьбу и помочь выстроить быструю карьеру. Джентльменский набор жёлтой прессы разбавляли серьёзные биржевые и политические новости. События 1917 года, казалось, должны были поставить крест на буржуазной рекламе, но ситуацию спас НЭП. Более того, на рекламные площадки одновременно вышли частная инициатива и революционное искусство. Битва между ними разгорелась нешуточная! Победу одержала команда Маяковского, Родченко, Дейнеки и других копирайтеров новой власти.

НЭП давал серьёзные послабления частникам. Как грибы после дождя возникали лавки, магазины, мастерские и фабрики. И все они нуждались в рекламе. Газеты того времени отводили платным объявлениям целые страницы. Нередко частные объявления можно было встретить рядом с передовицей. Неудивительно, что доходы периодических изданий в 20-е годы на две трети складывались из рекламных выплат. Предприниматели вкладывали в рекламу деньги. Советская власть вложила в рекламу таланты. Плакаты А. Дейнеки, фотографии А. Родченко, тексты В. Маяковского, работы их талантливых помощников стали заметным событием и в рекламе, и в искусстве. Но НЭП продолжался недолго. Железная рука пролетариата к началу 30-х годов окончательно придушила частную инициативу. Реклама стала не нужна.

Разве можно считать рекламой призывы летать самолётами Аэрофлота, хранить деньги в сберкассе или пить томатный сок? Плановому хозяйству рекламная пестрота и шумиха были ни к чему. Полвека народы России жили в полной изоляции от рекламного бизнеса. Надо признать, что особых неудобств от этого никто не испытывал. Но ситуация круто изменилась в конце 20-го века. Железный занавес рухнул вместе с социализмом, в Россию вернулись предпринимательство, частная инициатива, власть капитала. Новые времена открыли для рекламы широкие перспективы.

Об авторе:
avatar Сергей Воропаев. Копирайтер с февраля 2011 года. Фотостокер. Закончил курс кинотворчества ЗНУИ