Зарабатывайте как копирайтер на бирже TurboText. Заходите, для вас есть интересный заказ.

Шпаргалка для начинающего журналиста
11 июля 2011 // Демчук София

Шпаргалка для начинающего журналистаЧто бы достичь хороших результатов в журналистской профессии не достаточно одного желания. Нужно быть ответственным и скрупулезным. Не советую кричать на весь мир, что вы хороший журналист, если у вас нет списка тем, над которыми вы готовы работать. Любой редактор хочет видеть в своей редакции журналистов инициативных, тех, которые сами предлагают, а не ждут от него подачки.

Первая моя попытка поработать на одном из телеканалов закончилась похуданием на килограмм пятнадцать, истрепанными нервами и ощущением, что я неудачница и никогда не стану журналистом. Это сейчас я понимаю, что думала ерунду. Мне не хватало опыта. Все приходит в жизни не сразу.

После того, как я уволилась, мне повезло встретить одну умную женщину, которая посоветовала, для начала изучить подшивки местных газет. Больше года я читала на всех переменах между лекциями, иногда на лекциях, в свободное время подшивки. Надо мной смеялись все кому не лень. Теперь их жизнь скучна и банальна, а у меня каждый день приносит радость и удовольствие. Подобная база станет для вас незаменимой, если со временем вы начнете сотрудничать с каким-то региональным или общеукраинским изданием. Иметь в штате корреспондента с собственной базой тем и контактов по региону – большой успех для них.

Ну что, начнем строить фундамент для вашей эксклюзивности. Для этого предлагаю вам «шпаргалку»: как сформировать базу проходных тем и героев.

 
— репрессированные (особенно, когда они сидели вместе с какой-то известной личностью или были свидетелями каких-то заворушек в лагерях или других событий, которые известны многим);
— участники войны с интересной судьбой (например, его считали мертвым, а он чудом выжил, он сын полка или еще что-то в этом роде);
— гастарбайтеры (если они не потеряли связи связь с Германией);
— инвалиды, которые достигли намного больше успехов, чем полноценно здоровые люди;
— люди, которые мастерят что-то интересное;
— хорошие хозяева, фермеры (только не пишите портреты, а рассказывайте о полезных нововведениях);
— люди с нетипичным для данной местности увлечением (крестьянин выучил самостоятельно несколько иностранных языков, составил энциклопедию своего села, выписывает немереное количество журналов);
— рукодельницы;
— работники, которые вернулись из-за границы и могут рассказать вам жизни там;
— многодетные матери;
— люди, которые пережили нереальные испытания (выжили в той ситуации, в которой нет шансов выжить);
— собирают лекарские растения или коллекционируют что-то;
— видели Сталина, Гитлера, Гагарина, Маршала Жукова или еще какую-то известную личность;
— служили или работали в местах связанных с советским прошлым (Афганистан, Куба, Египет, засекреченные ядерные испытания);
— снимались в массовке фильмов известных многим;
— имеют значительную награду;
— передовик, о котором все давно забыли (мужчина – дояр, женщина – тракторист, надоила 100 000 литров молока, первым освоил компьютер);
— целительница, человек, который разговаривает с звездами, воду заговаривает, кости вправляет, снимает венец безбрачия, делает, чтобы рождались девочки.
— человек, который пишет политикам о своих бытовых проблемах, обидах, несправедливости, пережитых бедах;
— кухарка, которая испекла самый большой торт, человек, что собственноручно собрал автомобиль или что–то интересное.

 
Формируйте базу тем постепенно, в процессе разговора с людьми. Для этого подойдет таблица Excel. В ней будет три графы: фамилия и имя, контактный телефон, занятие.

Такой список тем в нормальных редакциях журналисты формируют каждый месяц. Только не стоит показывать главному редактору, какой вы вундеркинд и имеете такую мощную базу. Всегда нужно иметь несколько козырей про запас.

Но это мы говорили о темах, которые уникальные и о них будете писать только вы.

А еще вам не обойтись без помощи различных пресс-служб, которые упрощают работу журналиста больше, чем на половину. Такой симбиоз очень полезен. Чем больше вы напечатаете их информации, тем лучше они отчитаются перед начальством, а вы больше заработаете. На самом деле им всё равно с кем работать: с вами или вашими коллегами. Не стоит хлопать ушами. Спешите знакомиться и убедите их, что информацию лучше присылать именно вам первым. Но хочу вас предупредить заранее, что не все пресс-секретари пишут хорошо информацию. Большинство просто выкладывают на официальный сайт всего лишь статистическую информацию. Крайне редко встречаются те, что пишут уже практически готовую новость. Бывает и такое, что два предложения от пресс-службы можно прождать неделю. Хотите оперативности, налаживайте дружеские отношения.

Еще открою маленький секрет. Все зависит от того, в каком издании вы работаете. Если общенациональное, то дела будут обстоять намного радужней. Для региональных пресс-служб большая роскошь заполучить издания такого масштаба, которые будут печатать их информацию бесплатно регулярно.

Если ваш редактор побил горшки, то чашка кофе в кафе или ваша постоянная приветливость вам не поможет. Здесь можно рассчитывать только на везение или влиятельных людей, которые могут вам посодействовать.

Об авторе:
avatar София Демчук. Больше восьми лет занимаюсь журналистикой. Попробовала себя уже практически во всех жанрах. За эти годы накопилось много знаний. Сейчас решила делиться ими с другими людьми. Еще одна причина, почему пошла работать копирайтером - новая и популярная работа, которой не занималась. Мне всегда интересно все новое.
  • Henrik3000

    База — это серьезная вещь. Желательно туда заносить вообще все полезные номера, в том числе связи, телефоны секретарей, сотовые чиновников. Чем больше эта база — тем вы эффективнее и полезнее. 

  • 22i

     Просто не понимаю, как можно проработать 8 лет в журналистике и допускать столько грубых ошибок на письме?