Зарабатывайте как копирайтер на бирже TurboText. Заходите, для вас есть интересный заказ.

«Портрет» со слов …
24 июня 2011 // Антонова Евгения

«Портрет» со слов …Каждый, кто имеет отношение к журналистике, прекрасно понимает, что одним из сложных жанров является – интервью. Ведь это не просто заданные вопросы и полученные на них ответы, это еще и возможность раскрыть личность собеседника в полном объеме, иначе говоря, нарисовать «портрет» со слов … Существует золотое правило интервью — прежде чем беседовать с интересующим вас и в перспективе вашего читателя человеком, в первую очередь узнайте о нем, как можно больше.

Одним словом – вы о своем собеседнике должны знать все! Режим дня, семейное положение, интересы, взгляды на жизнь, если есть публикации в прессе, ну и конечно все, что касается профессиональной деятельности интересующей вас личности.

Очень часто, начинающие журналисты идут на интервью не подготовленными. Это чревато, прежде всего, тем, что уже после второго обычного вопроса беседа заходит в тупик и не имеет возможности развиваться далее. Следующий этап – для себя вы должны точно знать, как и в каком свете, вы хотите представить своего собеседника. Показать своему читателю примерного семьянина, заядлого огородника, отменного кулинара, в этом случае вы делаете упор на частную жизнь своего собеседника, лишь изредка вплетая вопросы о его профессиональной деятельности. Либо наоборот, вы подготавливаете ряд вопросов о карьерных достижениях и планах на ближайшее будущее, но здесь вопросы о семейных взаимоотношениях и ведении бытового хозяйства будут не уместны.

 

Что мы выбираем интервью или биографию в деталях?

 

Но ведь кроме интервью, существуют и другие жанры, которые можно использовать в качестве инструмента для написания «портрета» со слов … Скажем, написание полноценной статьи о человеке, которого вы хотите представить своему читателю. Здесь имеет большое значение принцип объективности и достоверности представляемой информации. Но и в этом случае без прямой речи собеседника не обойтись, в противном случае существует риск, что написанный материал будет напоминать «полотно», то есть сплошной текст без комментариев описываемой личности. Отсутствие цитат человека, о котором вы пишете, возможно, лишь в биографических материалах.

Однако, раскрыть личность интересующего вас человека возможно и со слов третьего лица. И этот кто-то в деталях рассказывает вам подробности жизни или профессиональной деятельности интересующего вас объекта. В качестве примера, вспомним, гибель принцессы Дианы. Ведь в многочисленных публикациях говорилось не только о той трагической случайности, которая оборвала жизнь всеобщей британской любимицы, но и о том, какой она была. Не зная ее лично, каждый, кто прочел сообщения в СМИ, примерно может представить ее человеческий «портрет» со слов многочисленного ее окружения.

Возьмем другой пример, ее сын принц Уильям, женившись на девушке из простонародья, тут же стал героем многочисленных газет и телевизионных передач. В которых, описывался не только его портрет, но и портрет его жены Кэтрин Мидллтон. Основой написания любой статьи, в том числе портрета со слов должен быть так называемый информационный повод, то есть событие, которое влечет за собой обращение внимание на того или иного человека.

 

Портрет «звезды» или никакой «желтухи»

 

Теперь рассмотрим те сферы профессиональной деятельности, в которых «портрет» получается легко и непринужденно. Во главе угла, безусловно, популярные певцы и артисты, здесь проще некуда. При подготовке к интервью со звездой необходимо начать со сбора информации, а это, безусловно, многочисленные публикации в прессе.

Сразу отметим, что СМИ становится едва ли не единственным вашим источником. Но здесь нужно проявить осторожность, ведь известно, что та пресса, которая берется писать о «звездах» не всегда объективна, как говорят в народе «бульварная пресса» или просто «желтая». Лучше всего, к таким источникам не обращаться.

Вполне вероятно, что ваш собеседник, услышав от вас вопрос про очередную «утку» попросту откажется дальше отвечать на ваши вопросы и интервью будет загублено, а соответственно и «портрет» собеседника уже не получится. Но как говорилось выше, при наличии информационного повода, за деталями можно обратиться к третьим лицам, которые помогут раскрыть интересующего вас и вашего читателя в полной мере.

 

Какими бывают политики?

 

Ответ на вопрос заголовка сможете дать только вы в своем интервью или портретной статье. Если вы получили задание взять интервью, скажем, у политического деятеля. В этом случае есть два варианта развития беседы сугубо деловое или тот же самый «портрет со слов». В первом случае очень важен информационный повод, скандальная ситуация или участие в выборах, точка зрения на какую-то сложившеюся ситуацию.

Здесь сложно повернуть материал в портретное русло, как правило все ограничивается сухими ответами на сугубо деловые вопросы, пусть даже и затрагивающие важную тему. Во втором варианте, здесь можно придумать информационный повод или же привязать написание «портрета» со слов к какому-нибудь событию – юбилей, свадьба или любое другое не менее знаменательное событие. В связи с чем, рождается материал о человеке, то есть его «портрет».

Об авторе:
avatar Евгения Антонова. Давно и с удовольствием занимаюсь репетиторством. Учу детей и взрослых говорить на английском языке. Копирайтингом занялась совсем недавно. Можно сказать новичок. Правда, журналистике в свое время было отдано 6 лет, возможно это мне и помогает писать статьи разной тематики.
  • Павел

    Здесь сказана важная вещь: журналисту важно быть честным как с объектом интервью, так и с читателем.

    • Евгения Антонова

      К сожалению, не все это понимаюь