15 октября 2013 // Просцевичене Елена
Биржи копирайтинга то хвалят, то ругают. Сегодня я хочу предложить третий путь: давайте разберемся, чем они действительно полезны, а чем плохи.
Часть 1: Чем хороши биржи копирайтинга
1. При всех внутренних и внешних различиях биржи копирайтинга выполняют одну и ту же нашу задачу: сводят нас с заказчиком (ну а заказчиков, соответственно, с нами, авторами). Маститые веб-писатели твердят в один голос: нужно уходить в свободное плаванье, искать заказчиков самостоятельно или ждать, пока ваша слава донесется до них — и они сами придут. Увы, это слова раскрученного автора, написавшего сотни текстов и имеющего широкую клиентскую базу. Они категорически противопоказаны нубу. Новичок или даже начинающий с сотней рерайтов в архиве остро нуждается в такой площадке, где заказчик его уже ждет или вот-вот появится. И даже когда он будет готов уйти с этой площадки, ему придется создать собственную — хотя бы крошечный сайтик-визитку с образцами работ, контактами и проч., а потом поддерживать его на плаву. Работая через биржу, мы фактически перекладываем все эти заботы на нее — не бесплатно, разумеется.
2. Даже если вам повезет самостоятельно встретиться с настоящим заказчиком на просторах Сети, где гарантия, что он вас не кинет? Можно попросить предоплату, можно сдавать по одной статье, чтобы в самом плохом случае потерять только ее стоимость, что-нибудь делать можно…
Тут нужно добавить, что по другую сторону баррикады находится человек с аналогичными опасениями. Дать предоплату? А вдруг вы с ней скроетесь — не искать же вас через интерпол из-за полусотни баксов. А если не скроетесь, можно ли надеяться, что напишете в срок и именно то, что ему нужно?
Работа через биржу избавляет от этой головной боли и его, и вас. На площадках, где рабоче-финансовые отношения поставлены под тотальный контроль (Адвего, ТурбоТекст, КонтентМонстр) необходимые для оплаты средства блокируются на счету заказчика в момент размещения заказа и устанавливается срок принятия работы. Если работа сдана и по каким-то причинам не проверена, по истечению этого срока деньги автоматически перейдут на счет автора. Там, где такое правило не является обязательным (например, на фри-ланс.ру), ввели так называемые «сделки без риска» — это зона, в которой биржа страхует обе стороны процесса.
3. На многих биржах существует система арбитража — очень полезная штука для решения всех недоразумений, связанных с качеством выполненной работы и ее оплатой. Ведь заказчик может отказать в оплате работы, которая — по его мнению — недостаточно полно раскрывает тему или содержит ошибки. Ключевые слова здесь: по его мнению. Оно не всегда совпадает с вашим. Администрация / редактор / модератор сайта — вот та инстанция, которая разрешит ваш спор.
Кстати, если заказчик получит некачественный (как ему кажется!) контент, он тоже туда обратится: будьте готовы.
4. Ну и стоит сказать еще об одном очень полезном свойстве некоторых бирж копирайтинга: кто вольно, а кто невольно, они обучают новичков премудростям профессии. Одни из них прямо проводят что-то вроде курсов (как, например КонтентМонстр), на других это получается благодаря активному форуму, на котором можно найти ответы на множество вопросов (в этом смысле, мне кажется, нет равных форуму Адвего). Или просто потрепаться «за жизнь», чего тоже иногда хочется.
На этот раз предлагаю потрепаться прямо здесь. Если в своей райтерской карьере вы получили что-то хорошее от одной из бирж, дайте знать. Ваш опыт кому-нибудь да пригодится.
Часть 2: Чем плохи биржи копирайтинга
Подпишись на рассылку и не пропускай важные мероприятия и семинары, анонсы постов. Получай бесплатные полезные материалы, советы, подборки кейсов и статей за неделю. Будь в курсе!