27 мая 2013 // Просцевичене Елена
Книга, которую меня попросили представить, называется «Психология убеждения», и одно только это название автоматически ставит ее в длинный-предлинный ряд литературы для маркетологов, копирайтеров и прочей пишуще-продающей братии. Я, во всяком случае, именно так и подумала: еще одно откровение очередного мессии, точнее, сразу тройки мессий, потому что труд создан соавторами Норой Гольдштейн (именно ее фамилия на обложке), Стивом Мартином и Робертом Чалдини.
Итак, я открыла «Психологию убеждения» со скепсисом и (простите мне дешевую игру словами) предубеждением.
Уверена, меня понимают коллеги-копирайтеры, досыта накормленные такого рода пособиями. Сотни раз читано-перечитано про то, что нужно определить потенциальную ЦА и изучить ее вкусы. Назубок усвоено, как важно изучить предмет своей писанины: компанию, товар, услугу — и продемонстрировать все те выгоды, которые получит наша ЦА от взаимодействия с ней / приобретения услуг.
Благодаря классике мы знаем, где разместить самую важную информацию и каким эффективным бывает личный заинтересованный тон. И десяток других «как», на которые все ответы давно даны и изучены.
Если я скажу, что «Психология убеждения» развенчивает хоть один из классических тезисов, это будет неправдой. Как ни удивительно, Гольдштейн и Кº не свергают авторитеты — а поддерживают их. Чем же тогда хорош их труд, если не содержит ничего нового?
В отличие от многих других «сокровищниц», книга не пытается дать универсальные золотые рецепты на все случаи жизни, но учит думать и анализировать ситуации, подводя их под универсальные категории, которых не так уж много и к которым можно применить давно известные «золотые» рецепты.
Трио авторов не ставит под сомнение общеизвестные принципы; но показывает неожиданные возможности их применения. Ведь проблема общих принципов — в их слишком общем характере. Мы знаем теоретически, что в мире все со всем связано и что доброе слово любой ЦА приятно — но далеко не всегда умеем экстраполировать эти общие знания на конкретные случаи. Книга развивает зоркость в отношении таких связей, демонстрирует их особенности, места, в которых они выходят на поверхность и способы их использования — и все это на множестве простых, сплошь и рядом возникающих ситуаций (каждая из 50 крошечных главок основана на одном главном примере, который подтверждается несколькими подобными — но из других сфер жизни).
Результат такого подхода — в том, что у читателя формируется четкое понимание причин, по которым мы выбираем тот или иной подход к людям. Воздействие на них основано на хорошем знании их поведенческой мотивации: вот почему бывает достаточно изменить пару слов (иногда просто переставить их в другое место или написать от руки), чтобы они отнеслись к вам иначе.
И наконец-то люди, пишущие для копирайтеров, не склонны абсолютизировать творческий принцип. Мастерство убеждения — не искусство, говорят авторы книги, а наука. И это значит, что в его основе — изучение и статистика (под каждым из 50 тезисов — эксперименты и тщательный учет, и только потом интерпретация). Это хорошая новость для всех, кто сейчас читает этот пост: искусство убеждения основывалось на талантах, науке убеждения можно научиться. Да, практически нам всем, прямо вот так, с нуля.
И совсем уж бонус для широкого круга читателей. Возможно, вам не так часто приходится тщательно продумывать свою писанину и искать точные подходы к читателю (в конце концов, не все занимаются рекламой и продажами) — а книга все же будет вам чрезвычайно полезна. Потому что люди — они такие люди. Они везде одинаковы. Не удается уговорить своего ребенка сложить игрушки вооон в тот большой коробок — поищите совет в «Психологии убеждения». Не можете убедить себя взяться за… да за что угодно — в книге найдется несколько работающих рецептов.
Честное слово, я не использовала ни одного из 50 советов, чтобы убедить вас в ее полезности. Книга так умна и увлекательна, что говорит сама за себя.
Книга на:
Подпишись на рассылку и не пропускай важные мероприятия и семинары, анонсы постов. Получай бесплатные полезные материалы, советы, подборки кейсов и статей за неделю. Будь в курсе!