Зарабатывайте как копирайтер на бирже TurboText. Заходите, для вас есть интересный заказ.

Какое же это искусство слова?
6 июня 2011 // Просцевичене Елена

Какое же это искусство слова?Импульсом к написанию этой статьи стал комментарий к посту Луговой Юлии «Как писать тексты, не лишенные смысла», в котором копирайтинг смело назвали «искусством», да еще и «не совсем традиционным».

Ох, я бы не бросалась такими словами!

Но это эмоциональная реакция.

Посмотрим на проблему природы копирайтинга с точки зрения разума.

    1. Рыночный характер. Это – самая яркая характеристика копирайтинга как явления. Тезис кажется очевидным для маркетинга, для так называемых продающих текстов: чем лучше текст справляется со своей задачей, тем сильнее востребован и он сам, и его автор.

Но когда речь идет о блогере или журналисте традиционных СМИ, рынок тоже диктует свои требования, даже если на этот раз предстает в виде пресловутого общественного спроса, популярности у публики и т.д.

Вы думаете, я сразу нашла точный аргумент, опровергающий тезис о копирайтинге как искусстве?

Увы, на самом деле я только сблизила копирайтинг с искусством, ведь рынок так же жестко диктует свои требования настоящим писателям и художникам, еще больше – певцам и режиссерам кино, все они фатально зависят от спроса на их продукцию. И в этом смысле копирайтинг не только искусство, но еще и вполне традиционное.

    2. Кстати, каковы его выразительные средства? Ну, да, разумеется, слова. А российский копирайтинг, как утверждают некоторые, еще и базируется на достижениях русской классической литературы. То бишь на Толстом с Достоевским.

Боюсь, Толстой с Достоевским поддержали бы копирайтинг как искусство слова – ведь после них трудно вспомнить русского писателя, чье творчество несло бы такой же мощный императивный заряд. Уж если читатель попадал под власть слова Достоевского, Федор Михалыч просто не оставлял ему выхода: захватывал все его мысли и чувства и доводил-таки до полной переоценки своей жизни.

А если читатель не попадал под власть Достоевского – его участь была еще более жалкой, потому что тогда он становился добычей другого морализатора, Толстого. Им ничего не стоило повести за собой тысячи людей, и это без интернета, в не очень грамотной стране.

Похоже, перст художника, указующий, что делать, копирайтинг перенял прямо у классиков.

    3. Может быть, мне на помощь придет идея о массовости и профанации, которые обычно противопоставляют высокому искусству, но которыми просто сочится всякий текст современного копирайтера? Вряд ли.

Понятие массовой культуры, введенное в обиход легкой рукой Ортеги-и-Гассета, давно уже имеет самое прямое отношение к искусству: искусство играет с массовой культурой, пародирует ее, издевается над ней – но без нее просто не находит своего предмета.

И мы профанируем высокое наследие прошлого: мы кладем мощнейшие архетипы в основу одноразового кино, мы оцифровываем картины Ван Гога, чтобы сделать их фоном рабочего стола, мы учимся воздействовать на психологию читателя, изучая секреты Пушкина или Аристотеля.

Увы, если копирайтинг претендует на лавры искусства, то массовость явно на его стороне.

    4. Похоже, мне придется признать, что копирайтинг становится искусством: слишком много общих черт я у них нахожу. Остается забить последний гвоздь, и я уже вижу, каким он будет. 

    До сих пор искусство отличалось привилегией быть изучаемым. Но уже то, что я решилась написать этот текст, говорит о том, что копирайтинг начинает порождать научный дискурс.

    Мы еще сосредоточены на практических вопросах: как строить диалог с читателем, какие источники использовать, как отлавливать платежеспособных заказчиков – но начинаем задумываться и над тем, в чем преимущества и недостатки фриланса, где искать вдохновенье, почему одни из нас успешны, а другие нет.

    Еще немного – и предметом научного изучения станет философия и психология копирайтинга, а это уже почти академический подход.

Я без всякого удовольствия склоняюсь к мысли, что копирайтинг придется рассматривать как искусство. И очень хочу, чтоб кто-то бодро и весело опровергнул мою логику и вернул его туда, где ему положено быть.

Об авторе:
avatar Елена Просцевичене, копирайтингом занимаюсь с сентября 2010 года, однако не делаю из этого занятия профессию. Упорствую в предрассудке, что умение расставить запятые на свои места – неотъемлемая составляющая ремесла копирайтера. E-mail: eproscevichene@yandex.ru
  • Павел

    Елена, Вы очень логично доказываете, что копирайтинг является искусством и найти контраргументы мне не получается. Тем более я не владею серьезными знаниями в области искусства и терминологией. Но при мысли, что копирайтеров из интернета можно ставить с Достоевским, Толстым меня коробит. Хотя выходит, что это так.

    Вообще, по-моему, это из области философии. Под искусством часто подразумевают  хорошо развитый навык из любой области деятельности. То, что делал Левша, это ведь тоже искусство. Поэтому всех больших мастеров своего дела можно поставить в один ряд.

    В общем, я запутался

    • Елена Просцевичене

      Я сама запуталась. Конечно, некрасиво получается: где Достоевский — где мы.

      • Нина Кузьмина

        Вы — то там где надо, Елена; у вас авторский текст. А вот где копирайтеры??? А я на сайте TOPAUTHOR написала статью «Что за «фрукт» творческая личность?» Это в ответ Павлу.

        • Елена Просцевичене

          Насчет «творческости» — продуктивное дополнение. И оно тоже в пользу того, что копирайтинг — искусство, потому что он по определению исключительно авторский.

          А я не поленилась зайти на ТопАвтор и прочитала Вашу статью. Пафос Ваш очень импонирует, но, по-моему, как раз творческих людей и нельзя лелеять. Жесткие условия жизни очень способствуют креативности.

  • Barsik31179

    А я бы вот не стала копирайтинг как профессию приравнивать к искусству. Копирайтер это маркетолог+журналист. два в одном. Всё равно что «тюремный психолог» или «юрист в больнице». Две области знаний слились в одной профессии. Обе эти области равнозначно важны. Но что же здесь от искусства??