Зарабатывайте как копирайтер на бирже TurboText. Заходите, для вас есть интересный заказ.

Как сделать текст гениальным: 5 секретов от Александра Пушкина
15 апреля 2011 // Просцевичене Елена

Как сделать текст гениальным: 5 секретов от Александра ПушкинаСам тезис о том, что у русских классиков есть чему поучиться, доказывать не стану. Примем a priori, что учиться можно у кого угодно, всегда и всюду. Давайте сразу переведем вопрос в практическую плоскость: чему конкретно научают интернет-писателя тексты … да вот хотя бы Пушкина?

  • Урок 1: Ни одного лишнего слова! Почему вам не нравится состряпанная мной фраза: «Однажды зимой офицеры нашего полка шумно и весело играли в карты у конногвардейца Нарумова, стройного брюнета родом из-под Вологды»? А что: связно, грамотно, живописно. Правда, в дальнейшем мне не понадобится ни Вологда, ни цвет волос Нарумова, ни зима. Уберем все, что можно убрать без потери смысла предложения, и получим начало «Пиковой дамы»: «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». Здесь минимум информации: только та, что необходима для развития действия. Не в этой ли лаконичности секрет знаменитой пушкинской простоты: в его фразе нет ни единого необязательного слова.

  • Урок 2: Заинтересовывайте личным взглядом. Объективное изображение событий отличается полнотой, но оно никогда не вызовет у читателя такого же живого отклика, как изображение неполное, зато окрашенное личным восприятием. Для беспристрастного наблюдателя учитель-пьяница – только предмет осуждения, ему невозможно сочувствовать. Но Петруша Гринев несет свое личное отношение к мусье Бопре, рассказывая, как тот попытался «привстать и не мог; несчастный француз был мертво пьян». И хотела бы я видеть читателя, который не проникнется жалостью к «несчастному французу» – а все благодаря личному отношению рассказчика.

  • Урок 3: Разрушайте стереотипы. Все вы знаете историю блудного сына и могли бы ее использовать, например, в статье о беспризорных детях, не так ли? Эта библейская притча помогла бы вам сделать широкое обобщение и создать солидную базу под своими рассуждениями. А какую роль играет она в «Станционном смотрителе»? Автор помещает на стену домика Самсона Вырина серию картинок о блудном сыне. Но собственную историю он строит от противного: из дому уходит не сын, а дочь смотрителя Дуня, потом она не возвращается к отцу, и, самое главное, она счастлива в своей новой жизни – вопреки ожиданиям Самсона и … читателя. Стереотип рухнул, потому что Пушкин сумел показать: жизнь богаче любой схемы, даже если ее защищает тысячелетний опыт.

  • Урок 4: Позвольте читателю сохранить иллюзию своей самостоятельности. Разумеется, настоящая акула пера умеет быть убедительной, а уж мегаакула, о которой мы сейчас говорим, сумела бы внушить все что угодно. Однако никакое внушение не действует сильнее, чем то, которого мы не замечаем. Пушкин никогда не высказывает прямо собственное убеждение, «правильную» идею, он приводит читателя к ней безошибочно точно, но как бы нечаянно, будто читатель сам туда пришел. Ведь мы перечитали «Станционного смотрителя»: разве рассказчик хоть раз поспорил с картинками о блудном сыне? Разве он сказал, что жизнь, с ее безграничными возможностями, не укладывается ни в какой шаблон? Мы сами это поняли, правда? Пусть и ваш читатель испытает удовольствие от того, что он оказался тоньше и умнее автора, и не упустил не только прямые, но и скрытые смыслы.

  • Урок 5. Доскональное знание предмета. Планируя повесть о восстании Пугачева, писатель отправился в малоприятное путешествие на Урал: за материалами. Дорожная кибитка, ночлег на почтовых станциях, один и тот же скучный пейзаж за окном, потом работа в пыльных архивах, беседы с дряхлыми стариками-очевидцами – сколько потерянного времени! Была ли необходимость во всем этом, если «Капитанская дочка» – не более чем fiction, вид литературы, не требующий верности деталей и исторического правдоподобия. Но Пушкин хорошо знал секрет, полезный до сих пор: доскональное знание предмета дает уверенность, которую невозможно приобрести никакими другими способами. Читатель безошибочно чувствует, когда автор лишь наспех собрал информацию, лежащую на поверхности, и не доверяет ему.

Практическое задание. Наверняка в какой-нибудь дальней папочке у вас завалялся текст, которым вы были недовольны да так и не нашли ему применения. Попробуйте переписать его с учетом полученных уроков.

И не сомневайтесь в том, что станет лучше: Пушкину вон как помогло!

Об авторе:
avatar Елена Просцевичене, копирайтингом занимаюсь с сентября 2010 года, однако не делаю из этого занятия профессию. Упорствую в предрассудке, что умение расставить запятые на свои места – неотъемлемая составляющая ремесла копирайтера. E-mail: eproscevichene@yandex.ru
  • Нина Кузьмина

    Как раз в день рождения Пушкина почитала ваш безусловно талантливый текст о нём. Что тут скажешь? Приятно пообщаться с умным человеком! Спасибо!

    • Елена Просцевичене

      Надеюсь, оценка больше касается Пушкина, чем меня — вот уж кого всегда приятно видеть.

  • Olga

    С удовольствием прочла статью. Люблю Повести Белкина. Неоднократно читала Смотрителя и НИ РАЗУ НЕ УВИДЕЛА БЛУДНОГО СЫНА))))))) Совершенно другое читала и получала радость от этого шедевра.И запятые всегда ставлю там, где мне больше всего  интуитивно этого желается в момент написания. И что делать?))))) А рекомендации ваши, Елена, однозначно принимаю на вооружение))))) Мерси!

    • Случайно заглянула на старую страницу и увидела этот комментарий. Очень приятно, что Пушкина по-настоящему любят. А блудного сына не замечали, я думаю, потому что он абсолютно на своем месте, органичен, как и все у Пушкина.
      Очень приятно было прочитать Ваш отзыв. Спасибо.