Зарабатывайте как копирайтер на бирже TurboText. Заходите, для вас есть интересный заказ.

Что Не Красит Текст?
21 сентября 2011 // Золкина Анна

Что Не Красит Текст?В основном, вещи, о которых здесь говорится, очевидны или интуитивно понятны. Но часто они остаются незамеченными для вдохновенных авторов. Итак, предлагаю вашему вниманию пять факторов, которые раздражают читателя:

 

Поучения

Граница между «учить» и «поучать» очень тонкая. Человека, дающего ценные советы к месту, показывающего и рассказывающего что-то новое и интересное, уважают. Человека, активно продвигающего свое мнение на тему «как надо жить», мягко говоря, недолюбливают.

Глаголы в повелительном наклонении типа «научись», «пойми», «очнитесь», и слова вроде «должен», «обязан» («это должен знать каждый!») вызывают отторжение. Никто. Никому. Ничего. Не должен. И, если потребитель газетно-журнального текста ещё потерпит назидания (а куда ему деваться?), то интернет пользователь мигом покинет раздражающий ресурс. Ведь в сети много того, что читать приятно и легко.

 

Ошибки и опечатки

Читая текст, люди часто не обращают особого внимания на пунктуацию и орфографию. Хотя внезапная запятая (или ещё какой-нибудь знак препинания) может ошарашить и сбить с толку. Ошибки в тексте снижают доверие читателя, если уж автор пишет жи-ши через Ы, то как он разбирается в продвигаемом товаре? Конечно, существуют всякие сложные случаи и авторские знаки, в которых без емкостей, заполненных определённой жидкостью, не разобраться. Но на практике это нужно очень редко. Важна элементарная грамотность. Ещё хорошо бы «выловить» все опечатки, иногда из-за попущенной буквы слово становится нечитаемым или меняет смысл.

 

Непонятные слова

Непонятными могут быть как термины, так и обычные слова. Например, пожилые люди не всегда хорошо разбираются в компьютерных технологиях, слово «операционка» для них останется загадкой или вызовет больничные ассоциации. Важно не забывать о своей целевой аудитории и её языке, о правилах общения, принятых в ней. Сложных слов избегать не нужно, просто их следует пояснять. Ещё одна значимая тонкость – нельзя перебарщивать с терминами, незнакомыми или иноязычными словами. Можно встретить цифру 15% (хотя это весьма условно и будет зависеть от многих факторов: специфика темы, терминологии, контекста, целевой аудитории). Это максимальное количество сложных для восприятия слов, которое может содержаться в тексте. Если порог превысить, материал станет нечитаемым и большинство (если это, конечно, не академики) бросит его на середине.

 

Длинный неразмеченный текст

Для материала в интернете существует простое мерило: один параграф (глава, значимая часть или ещё что-то) должен входить в экран без прокрутки. Большие тексты лучше всего разбивать подзаголовками. Здорово, когда используют курсив и полужирный шрифт для выделения каких-то важных мыслей или структурирования. Много букв хорошо разбавить картинками. Есть люди, которые любят читать по диагонали (и их немало), поэтому более эффективно оформлять каждый кусочек публикации как маленький самостоятельный материальчик. Если он зацепит читателя, то тот изучит ещё пару абзацев, а потом ещё пару. Хорошо поданный материал не отпускает, пока не пробежишь его глазами до конца.

 

Шаблоны

«Заставил себя ждать» и «Имеет место быть» не сделают текст непонятным, но как-то обесцветят и обесценят его. Один из знакомых редакторов советовал: «пиши, как говоришь». Понятно, что устная и письменная речь отличаются, но использовать в печатном тексте лучше всего такие выражения, которые бы вы использовали в общении. Совсем избежать клише не удастся, да это и не нужно, не зря же они появились, когда-то такие сочетания слов были актуальны, но теперь притёрлись и набили оскомину. Но всего нужно в меру. Если слишком экспериментировать и вместо понятных обыденных фраз использовать витиеватые предложения, бедный читатель сломает мозг.

 
Перечислять подобные вещи можно ещё долго. В написании текста (как и во всем остальном) важно чувство меры и здравый смысл. Стоит перечитать материал перед тем, как сдавать его, сразу всплывут все шероховатости. Если собственное творение вам нравится, вы видите, что всё в порядке, то с большой долей вероятности оно понравится и читателям.

Об авторе:
avatar Анна Золкина. Учусь по специальности "журналистика", периодически занимаюсь литературным творчеством. Уже около трех лет совершенствую свои способности в написании текстов различной тематики
  • Pavel

    Все верно, перефразируя классика можно сказать, в авторе все должно быть прекрасно :)

  • Yelena

    Вот мне сразу не понравилась постановка темы. 
    Если текст хороший — красить (украшать) его не нужно. Если плохой — ему уже не поможешь.
    А по сути в посте много полезных наблюдений, спасибо.