Зарабатывайте как копирайтер на бирже TurboText. Заходите, для вас есть интересный заказ.

Авторское право и копирайтер. Что нужно знать?
28 марта 2011 // Жаркова Светлана

Авторское право и копирайтер. Что нужно знать.Каждого интернет-писателя (копирайтера) интересует вопрос: как защитить авторские права на свои тексты, выложенные в Интернете? Владея правовой информацией, вы сможете избежать лишних проблем с заказчиками, а при необходимости и отстоять свои права в суде.

Для начала нужно знать, что авторские права на тексты, созданные вами, возникают сразу после их написания. Статья принадлежит автору, даже если она еще не опубликована в Интернете. Доказать ваше авторство в этом случае нетрудно, главное – не удалять со своего компьютера файл со статьей, где автоматически указывается дата создания документа. В этом случае вы всегда сможете его распечатать и заверить у нотариуса, что и послужит доказательством вашего авторства. Если ваша статья представляет для вас определенную ценность, укажите внизу вашу фамилию и имя или установите защитную маркировку в виде латинской буквы с в кружочке или скобках: (с).

Рассмотрим типичные ситуации, с которыми копирайтеры сталкиваются чаще всего.

1. Вы работаете через биржу контента. В этом случае ваши авторские права оговариваются при регистрации на бирже в пользовательском соглашении. Если в соглашении указано, что при продаже статьи вы автоматически теряете авторское право на ваши статьи при продаже их заказчику, то в дальнейшем оспаривать это бессмысленно. Однако этот вопрос можно решить с заказчиком в обсуждениях заказа, и если вы получите разрешение на указание вашего авторства где-либо (в своем портфолио или на других интернет-ресурсах), то инцидента не возникнет.

2. Вы получили от заказчика предложение о постоянном сотрудничестве. В качестве доказательства вашей профпригодности заказчик просит вас написать тестовую статью. Через несколько дней вы получаете ответ, что ваш стиль написания ему не подходит, либо вакансия уже закрыта, либо вообще не получаете никакого ответа – вариантов может быть много. Но через какое-то время вы обнаруживаете свою статью в Интернете, опубликованную за подписью другого автора.

В этом случае доказать ваше авторство несложно: соберите все документы, подтверждающие, что автор статьи – именно вы (распечатанный файл с указанием даты и ваших ФИО, переписку с заказчиком, адрес Интернет-ресурса, где опубликована ваша статья) и заверьте их у нотариуса. Для начала нужно направить претензию заказчику, приложив собранные доказательства (если нет возможности отправить ее обычной почтой, отсканируйте документы и перешлите их по электронной почте). Если заказчик проигнорирует вашу претензию, можете обращаться в суд.

3. Наиболее частый вариант – вы получаете заказ на бирже, пишете статью, отправляете заказчику, но он под разными предлогами ее не принимает. При этом заказчик просит вас самому отказаться от заказа, чтобы не портить вам рейтинг. Но спустя какое-то время вы обнаруживаете свою статью в сети.
Здесь вас следует действовать по предыдущей схеме. Соберите доказательную базу (файл с вашей статьей, распечатку карточки работы, где заказчик мотивирует отказ, адрес ресурса, где опубликован ваш материал) и отправьте претензию. Если результата не будет, отправляйтесь в суд. Те же действия следует предпринять, если заказчик просит вас переписать статью в другом ключе, оплачивает окончательный вариант, но в сети публикует оба материала.

Итак, мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся ситуации, в которых вам потребуется защита авторского права. Какую же ответственность несут заказчики в случае нарушения ваших авторских прав? Это может быть:

  • административная ответственность (штраф в пользу государства);
  • гражданско-правовая (штраф в пользу автора);
  • уголовная (до 5 лет лишения свободы).

Остается добавить, что если вы работаете с заказчиком напрямую, то во избежание подобных ситуаций лучше всего заключать письменный договор. Если же вы работаете через биржу, ваши авторские права обязана защищать администрация сервиса.

Об авторе:
avatar Жаркова Светлана Валерьевна, профессиональный копирайтер. В прошлом – журналист, около двух лет назад попробовала себя в копирайтинге на одной из бирж. Наработав опыт, год назад послала свое резюме на вакасию seo-копирайтера в Межрегиональную Корпорацию BRAND, где и работаю в настоящее время.
  • alexmcsi

    Два вопроса автору:
    1. На основании каких НПА написан абзац, касающийся ответственности за нарушение авторских прав копирайтера?
    2. Неужели была в российском судопроизводстве практика, чтобы за копирайт давали уголовную ответственность? Ооочень интересно.

    • Павел

      Я думаю, что если прецедентов не было, то это не означает, что у нас плохо продумана защита авторских прав. Просто надо быть активнее, смелее защищать свои интересы.

      • Svetlana_zharkov

        Чаще всего речь идет о таких незначительных суммах, что проще плюнуть и забыть, чем тратить время на судебные тяжбы. К сожалению, именно на это и рассчитывают недобросовестные заказчики. Их логика понятна: с миру по нитке — и готов контент для сайта.

  • Жаркова Светлана

    Здравствуйте! По 1 пункту – посмотрите, пожалуйста, вот этот материал: http://www.internet-law.ru/articles/otvetstv.htm
    Там подробно расписаны статьи гражданской и уголовной ответственности за нарушение авторских прав копирайтера.

    По 2 пункту – насколько мне известно, прецедентов в России пока не было. По крайней мере, информация об этом нигде не распространялась.

    • alexmcsi

      Не хочется Вас расстраивать, но данный материал за 1999 год, а с недавних пор (с 2006 года) вопросы авторского права главным образом отражены в 4 части ГК РФ.
      Достойный проект достоин достоверной и актуальной информации.